7 правил делегирования рабочих дел

7 правил делегирования рабочих дел

Лидерство не означает, что вы должны делать все сами и со скоростью света. Успешный руководитель отличается умением делегировать полномочия – распределять обязанности по сотрудникам, обучать их и минимально контролировать работу команды как единого, слаженного организма. Мы расскажем о 7 правилах, которые помогут вам переложить часть дел на подчиненных и коллег не в ущерб успеху.

Зачем нужно делегировать?

Чем больше в компании работает людей, тем больше объем выполняемых ими задач. Если вы решили взять на себя святую миссию контроля над всем и вся, то рано или поздно окажется на больничной койке с эмоциональным выгоранием и кучей психосоматических заболеваний.

Самая серьезная проблема погони за «успешным успехом» – это попытка сделать все самому и в наилучшем виде. Постепенно вы теряете способность доверять команде, вам кажется, что лучше вас никто не сделает, но при этом вы сердитесь, что никто даже не пытается вам помочь. Умение передавать часть своих дел сотрудникам можно и нужно в себе развивать.

  1. Научитесь отпускать контроль

Психологически сложно отказаться от части своих обязанностей. Вы преданы делу и не особо доверяете подчиненному, считая его недостаточно способным, компетентным, старательным, увлеченным. Начните с малого: дайте сотруднику или стажеру решить мелкую задачу, потом усложните ее, наращивая объем работы постепенно. Успешно выполненные мелочи окрылят новичка, а вас постепенно приучат к мысли, что вы не один человек на этой планете, способный решить проблему.

  1. Выделите приоритетные задачи

Многозадачность – миф, следуя которому, можно впасть в суету и невроз. Конечно, вы не поручите практиканту заключать контракт, к которому шли последние три года. Но и бегать за скрепками в отдел маркетинга сами не станете. Разделите все свои проекты по степени сложности, и самые простые, механические задачи поручите подчиненным. Сотрудников тоже мысленно разнесите по категориям согласно их опыту, образованию, компетентности, способностям.  Распределите проекты или их этапы среди подчиненных, а сами сосредоточьтесь на самых сложных делах.

  1. Узнайте свою команду

Изучите профессиональный потенциал каждого. Достоинства и недостатки, умения и навыки, интересы и склонности. Это нужно, чтобы наиболее точно назначить исполнителя по каждому проекту. Не стоит поручать энергичному маркетологу составлять смету, а разработчику-интроверту – колесить по городу, общаясь с клиентами. Увы, большинство руководителей по-прежнему нагружают своих людей работой по принципу «кто из вас свободен» и «ты мне не нравишься – вот ты и поедешь».

Бонус подхода «каждому по способности» в том, что выполнение однотипных, но интересующих его задач скоро станет для сотрудника чем-то автоматическим, а значит, скорость сдачи проектов возрастет.

7 правил делегирования рабочих дел

  1. Возьмите за правило инструктаж

Если какое-то поручение кажется вам элементарным, это не значит, что и вашему подчиненному – тоже. Четко и подробно объясните, что хотите от работника, убедитесь, что он вас понял корректно. Оповестите о нюансах работы с вами: наличии дедлайнов, необходимости промежуточных отчетов, о предпочтительном способе связи с вами.

  1. Обучайте

Если в коллективе пока нет человека, способного взять на себя ваши обязанности, разделите их по исполнителям или воспитайте такого сотрудника. Проблема многих руководителей – в желании взять на работу готового спеца, который будет не старше 31 года, но с 50-летним опытом в сфере. Не жалейте времени и сил на то, чтобы обучать стажеров и переучивать матерых специалистов. Это ваша инвестиция в будущее.  

  1. Доверяйте и мягко контролируйте

Вы дали задание? Не спешите его проверять. Не стойте над душой, не давите вкрадчивыми звонками или сообщениями, не кружите вокруг, как коршун. Дайте свободу – и будь что будет! Вы узнаете, способен ли подчиненный работать самостоятельно и творчески, а сами избавитесь от лишних промежуточных забот. Но не стойте в стороне, если у человека возникли трудности. Помогите ему – и снова отстранитесь. В конце вы поймете, оправдал ли ваши ожидания исполнитель, и над чем еще нужно поработать в его обучении.

  1. Получайте и давайте обратную связь

Не скупитесь на эмоциональную похвалу и конструктивную критику. При этом мотивируйте коллег высказываться и в адрес вашей работы: покажите им свою готовность признать неправоту во имя общей цели. Никто не любит начальников-самодуров. А хороший психологический климат в коллективе – значительная часть любого успешно выполненного проекта.